Обзор авиаперевозок: общие тенденции 2015 года /

client-logo-8-black.png

aviaperevozki

В ноябре прошедшего года авиаотрасль снова продемонстрировала снижение основных показателей. И если данные с начала года отразили незначительное снижение, то ноябрьские показатели выглядят более грустно. Итоги работы гражданской авиации за ноябрь и за 11 месяцев 2015-го отразили долгосрочные отраслевые тренды, которые будут определять работу авиакомпаний и в наступившем году.

За 11 месяцев 2015 года 35 крупнейших авиакомпаний обслужило 86,5 млн человек, что на 0,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2014-го. Занятость кресел снизилась на 0,2%, до 80,4%, а пассажирооборот – на 5,1%, до 224 млрд пасс.-км. При этом пассажиропоток по-прежнему распределялся в пользу внутренних авиалиний. За 11 месяцев 2015-го показатель вырос на 14,5%, до 48,9 млн человек, а на международных рейсах упал на 14,5%. В первой пятерке авиакомпаний (на них приходится 61,4% в общей доле рынка) пассажиропоток удалось нарастить «Аэрофлоту» – на 10,7%, S7 – на 2,6%, «Уральским авиалиниям» – на 6,3%. Показатель «ЮТэйр» снизился на 35,6%, «Трансаэро» – на 9,7%.

В ноябре пассажиропоток упал на 11,8%, до 5,6 млн человек. На внутренних линиях рост оказался минимальным – 3,1%, до 3,4 млн человек. Лидером перевозок за ноябрь стал «Аэрофлот», который перевез на 11,5% больше пассажиров, чем в ноябре 2014 года, – чуть более 2 млн человек. Причем авиакомпания стала единственной в первой пятерке, которая смогла показать положительный результат на международных линиях, нарастив пассажиропоток на 5,7%, до 1 млн человек. В ноябре число перевезенных пассажиров смогли увеличить S7 (на 0,9%, до 583 тыс. человек) и «Уральские авиалинии» (на 6,5%, до 362 тыс). «ЮТэйр» сократил пассажиропоток на 20,1%. Но все три авиакомпании снизили показатель на международных линиях.

Запрет на полеты в Египет и Украину, а также закрытие чартерных перевозок в Турцию уже отразились на показателях международного пассажиропотока. По данным Росавиации, перевозки пассажиров за границу в ноябре прошлого года сократились на 28,4%, до 2,18 млн человек. Зарубежные авиаперевозки просели почти на треть из-за совокупности сразу нескольких факторов. На них повлияло банкротство авиаперевозчика «Трансаэро», второго по величине в РФ. Напомним, компания прекратила свою деятельность 26 октября 2015 года. Другим важным моментом стала приостановка полетов в Египет и чартеров в Турцию. Известно, что это были самые большие сегменты международных перевозок в российской гражданской авиации. Наконец, осенние месяцы всегда демонстрируют наибольший спад в отрасли, неудивительно, что ноябрьские показатели оказались ниже, чем можно было бы ожидать.

В ушедшем году постепенное снижение пассажиропотока на международных линиях относительно 2014-го составляло от 14 до 18% ежемесячно. Эти факторы привели к тому, что к концу 2015 года сегмент пассажирских авиаперевозок кардинально поменял структуру. Так, в 2014-м на международные воздушные линии (МВЛ) приходился 51% пассажиров (при этом количество пассажиров на МВЛ по сравнению с 2013 г. тогда выросло на 4,1%), а на внутренние воздушные линии (ВВЛ) – 49%. В ноябре 2015 года доля международных перевозок к ноябрю 2014-го сократилась до 43,5%, внутренние выросли до 56,6%.

Для объективности: в отрасли ориентируются на данные пассажирооборота, который демонстрирует заметное падение по всем доходным пунктам. Так, в ноябре 2015 года его снижение стало рекордным, достигнув 20,3% по сравнению с ноябрем 2014-го. При этом больше всего в пассажирообороте потеряли маржинальные международные перевозки (-30,6%). Темпы падения этого сегмента прогрессируют: в августе 2015 года оно составило 11,8%, в сентябре – 13,2%, в октябре – 16%. Вместо дальних дорогих путешествий пассажиры все чаще выбирают полеты в СНГ и другие ближайшие страны.

В Минтрансе ранее прогнозировали, что в целом по итогам прошедшего года объем авиаперевозок останется на уровне 2014 года – 93–94 млн человек. На результатах 2015-го скажется потеря таких направлений, как Украина, Египет, Турция, и уход с рынка второй по объему перевозок авиакомпании – «Трансаэро». Кроме того, долгосрочные отраслевые тренды будут определять работу авиакомпаний и в наступившем году, считают в отрасли. Так, ключевым фактором снижения авиаперевозок на международном направлении в 2015-м был курс рубля, который стремительно снижался в течение всего года. Это привело к закономерному удорожанию стоимости отдыха, а инфляция внутри страны и падение реальных доходов в целом сократили финансовые возможности россиян в отношении отдыха и досуга. Кроме того, стали менее доступны корпоративные перелеты для многих компаний, поскольку все они стремятся максимально сократить издержки, в том числе и в части деловых расходов.

Источник rzd-partner.ru